«Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским, и точка!»

«Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским, и точка!»

«Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!» или «Необходимость исследования аффективной сферы человека в процессе профориентации».

Размышляя о том, с чего бы начать освещение данной проблемы, я пришел к выводу, что нельзя приблизиться к ее решению, написав короткую заметку, отвечающую на вопрос: «Какую информацию о человеке дает диагностика аффективной сферы?». Дело в том, что за профориентационной диагностикой обращаются как и родители подростков, решающих куда поступать, так и взрослые, по тем или иным причинам испытывающие трудности с профессиональным самоопределением на данном жизненном этапе. И если результаты диагностики и подростков и взрослых дают одни и те же данные, то рекомендации по взаимодействию и техникам совладания (например, что делать при повышенном негативизме) подростку и взрослому будут несколько отличаться, а в некоторых случаях различия будут кардинальными. Но в таком случае необходимо начать с объяснения сути такого явления как «эмоция» и затем, постепенно раскрывая все значимые детали и особенности, подойти к главному вопросу – необходимости диагностики аффективной сферы в профориентационном исследовании.

Часть I. Определение эмоций, их функции и значение.

Кэррол Изард, американский психолог, автор книги «Психология эмоций», определяет эмоции как «специфические состояния, сформированные естественным отбором, способствующие адаптации в специфических условиях», заимствуя это определение у Рэндольфа Нессе, профессора психиатрии и психологии Мичиганского университета. Другими словами, в процессе эволюционного развития эмоции (в данном случае мы говорим о человеке) возникли как некий ответ на изменяющиеся условия обитания и жизни, облегчающий приспособление к этим же новым условиям. Но как же рефлексы, инстинкты и драйвы, которые, в биологическом смысле, гораздо больше подходят на роль «адекватного ответа и приспособления к специфическим условиям»? Давайте разбираться!

Рефлекс – это простейшая форма поведения, представляющая собой автоматическую реакцию на какой-либо стимул, которая осуществляется без предварительной сознательной обработки или оценки стимула ее вызвавшего. Более того, реакция на такой стимул будет автоматической, т.е. человек не выбирает как именно он будет реагировать. Пример: вы идете по улице и рядом с вами раздается хлопок. Кто-то сразу же пригнется, кто-то повернет голову на звук. Вне зависимости от того, как именно вы себя повели в данной ситуации, у вас не было времени на то, чтобы решить каким образом отреагировать. В этом и заключается автоматизм реакции.

Инстинкт является более сложным поведением, чем рефлекс, и порождается, как правило, протекающими в организме гормональными процессами. В инстинктивном поведении, в отличие от рефлекса, уже присутствуют элементы когнитивной оценки происходящих вокруг вас событий. Пример: после раздавшегося рядом с вами хлопка вы присели (рефлекс), увидели, что произошло ДТП со столкновением нескольких машин, оценили, что рядом с машинами находиться небезопасно, и после этого отошли в безопасное место (инстинкт).

Драйвы – это физиологические потребности, такие как голод, жажда, потребность в безопасности, половое влечение и т.д. В случае, если физиологические системы поддержания и регуляции баланса (гомеостаза) организма обнаруживают опасность, они тут же дают знать об этом человеку (жажда при обезвоживании, недомогание при повышенном артериальном давлении).

И, наконец, Эмоции. Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [Изард, 2008, с. 27]. Т.е. эмоция мобилизует энергию, которая в некоторых случаях воспринимается как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью человека, а также эмоция фильтрует наше восприятие («розовые очки», «чернее тучи»).

Но как и для чего возникли эти пресловутые эмоции, если рефлексы, инстинкты и драйвы обеспечивают человека необходимым и вполне определённым набором способов реагирования на довольно ограниченный набор стимулов? Кэррол Изард выдвигает очень красивую, на мой взгляд, гипотезу: «По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна возникнуть тесная взаимная привязанность. …цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции» [Изард, 2008, с.19].

Значит, можно предположить, что обеспечение социальной связи между матерью и ребенком стало одной из причин возникновения человеческих эмоций. Другой причиной возникновения эмоций К.Изард называет «насущную необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми» [Изард, 2008, с. 22]. Т.е. задолго до того, как ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сам ею овладеет, он уже может сообщить матери о своем недовольстве, голоде или плохом самочувствии при помощи мимики. Без такой примитивной системы коммуникации связь между матерью и ребенком была бы невозможна.

Мы видим, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. В эволюционном плане значение эмоций состоит в обеспечении нового типа мотивации, новых направлений и большую вариативность поведения, необходимых для успешного взаимодействия человека с окружающей средой и для успешной адаптации.