Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве. Часть III

Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве. Часть III

На этот раз я хочу затронуть тему развития эмоций в раннем детстве, охватывающего период с 2-х до 6-ти лет. Ведущим видом деятельности для данного возраста является игровая деятельность. В этот период дети усваивают социальный опыт (насколько он может быть социальным в данном случае), нормы и правила социального и общественного поведения. Изначально подражательный характер игровой деятельности ребенка со временем становится более социально направленным, т.е. ребенок пробует себя в различных видах деятельности, принимая на себя ту или иную социальную роль. Предлагаю рассмотреть, каким же образом развиваются эмоции в этот период жизни ребенка.

В период дошкольного детства эмоции ребенка, такие как удивление, любопытство и общая любознательность, называются познавательными. Т.е. они активизируют познавательные процессы ребенка при его столкновении с необычными и неординарными событиями и явлениями. Эти эмоции (или эмоциональные состояния) помогают ребенку определить свое отношение (нравится - не нравится) к различным событиям в его жизни.

Период раннего детства называют возрастом аффективности, т.е. возрастом нестойких, кратковременных, но все-таки бурных и ярких эмоциональных состояний, быстро сменяющих друг друга. Все мы знаем, что стоит показать напуганному или расстроенному ребенку яркую и необычную игрушку, он тут же ею заинтересуется и забудет о своих печалях. Также, в этом возрасте сохраняется «эмоциональная заражаемость», о которой я упоминал в прошлой заметке, когда ребенок легко улавливает эмоции окружающих его детей и взрослых.

Детей в возрасте 3-х лет очень легко увлечь или переключить на нужную нам деятельность одной простой фразой «А что это там такое? Пойдем скорее, посмотрим!». Однако удержать интерес детей этого возраста к одному делу очень трудно. А происходит это из-за того, что в 3-х летнем возрасте ребенок действует под влиянием возникающих у него желаний, потребностей и чувств в режиме «здесь и сейчас». При всем при этом, хоть эмоции и кратковременны, и неустойчивы, они являются истинными и очень сильными, оттого ребенок выражает их всеми доступными ему средствами – топание ногами, вскидывания рук, счастливое «юлюлюкание» и тд. Соответственно, ребенок не способен соотносить свое поведение с социальными требованиями общества.

Жизненный опыт ребенка 3-х лет очень мал, поэтому он может не понимать смысл происходящих событий и отреагировать на что-либо не совсем адекватно (с т.з. взрослого человека), например, испугаться красивой бабочки или рассмеяться, увидев монстра на картинке. По мере развития умственных способностей у ребенка развивается и эмоциональное понимание событий и явлений, постепенно накапливая знания о мире. Нельзя забывать, что для полноценного развития, ребенку должны быть доступны все виды эмоций – радость, страх, сострадание, вина и тд.

К концу 3-го года жизни у ребенка накапливается относительно большой багаж эмоционального опыта за счет того, что эмоции вызываются не только тем, что он субъективно расценивает как «хорошо или плохо», но и тем, насколько хорошо ребенок справляется с предъявляемыми ему требованиями общества.

Начиная с 4-х лет, ребенок может различать внешние проявления эмоций и эмоциональных состояний другого человека. В пятилетнем возрасте начинает ярко проявляться эмпатия (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), ребенок способен воспринять переживания других людей и выделить простейшую причинно-следственную связь. К 6 годам ребенок уже умеет распознавать негативные эмоции.

Ближе к завершению дошкольного возраста начинают формироваться «высшие чувства» (эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию (По А.А. Реан, 2015)). Особенную эмоциональную значимость для ребенка приобретает климат в семье – он искренне радуется, если родители делают что-то вместе с ребенком, и искренне огорчается в случае ссор. Эмоции в этот период все еще носят неустойчивый характер.

Чувство ревности, которое может возникнуть у дошкольника, может выражаться демонстративно-негативными эмоциями, регрессом (возвратом на раннюю стадию развития) – сосание пальца, капризы, страхи, или психосоматически (проявления психологического дискомфорта на уровне физиологии) – аллергия, проблемы с ЖКТ или повышение температуры.

К концу дошкольного возраста укрепляются чувство гордости и самоуважения, за счет чего развивается адекватная самооценка.

К новообразованиям конца дошкольного возраста можно отнести интеллектуальные чувства – чувства удивления и любознательности, отражающие эмоциональное отношение ребенка к новым событиям и явлениям, открывающимся перед ним с каждым новым днем.

Также, ярко видны чувства, связанные с успехом или неуспехом в какой-либо деятельности – праксические чувства. Интересно, что успешная деятельность может вызвать у ребенка положительные, но не очень яркие эмоции, а неуспешная деятельность, наоборот, вызывает бурю резко проявляемых эмоций.

И на этом моменте я хотел бы остановиться, т.к. мы вплотную подошли к периоду среднего детства или младшего школьного возраста.

В завершение хочу отметить еще раз, что для адекватного эмоционального развития ребенка ему необходимо позволять взаимодействовать как с положительными, так и с отрицательными эмоциями, ни в коем случае не ограждая его от негативных переживаний, иначе уже в подростковом возрасте он не сможет противостоять сильным аффектам и стрессам (из разряда «жизнь меня к такому не готовила»).

При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).