Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV

Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV

А сегодня я хотел бы поднять тему, вопросами по которой часто озадачиваются родители будущих первоклассников. Правда, их вопросы узконаправленны и вполне конкретны – «Готов ли мой ребенок к школе?», «А если он будет плакать и ему не будет нравится в школе?» или «Вдруг его будут обижать?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы. Необходимо знать – а как вообще развивается эмоциональная сфера у младших школьников? Этой теме и будет посвящена моя сегодняшняя заметка.

Психологическая готовность к школьному обучению является одним из основных итогов эмоционального развития в дошкольном возрасте. Нас интересует, в первую очередь, эмоциональная зрелость, обозначающаяся как способность ребенка регулировать свои импульсивные реакции, а также удерживать свое внимание и деятельность на чем-либо не особо привлекательном (учеба, счет, письмо) в течение относительно продолжительного отрезка времени. Заметные изменения в произвольной регуляции своей деятельности у детей в возрасте 6-7 лет обусловлены также тем, что в этот период активно формируется и созревает передняя ассоциативная область коры головного мозга (бо́льшая часть лобной области), отвечающая за регуляцию и программирование деятельности.

При нормативном развитии ребенок, попадая с новую социальную ситуацию, требующую от него нормированного распорядка дня, организации произвольности и ответственности за дисциплину, не чувствует никакого дискомфорта, и адаптация происходит без каких-либо проблем.

Ведущий тип деятельности сменяется с игрового на учебный, где необходимо подчинятся новым правилам. Ребенок чувствует большую ответственность от возложенных на него требований, пусть даже и предъявлены они в самой мягкой форме. Акцент теперь делается на «ты должен», а не «ты хочешь». С другой стороны, теперь ребенок чувствует себя намного взрослее – «Уже большой, уже в школу ходишь». Это придает ему значимость в своих собственных глазах и укрепляет самооценку.

Конфликт между ощущением большого груза ответственности и чувства гордости за себя формируют состояние, называемое фрустрацией (столкновение с субъективно/объективно непреодолимым препятствием на пути к достижению цели). Фрустрация может послужить причиной регрессивного поведения, которое я затрагивал в прошлой заметке, протестных реакций, асоциального поведения и т.д.

Новизна социальной ситуации также заключается в том, что ребенку необходимо хоть как-то взаимодействовать с социумом, а точнее – с одноклассниками, которые чаще всего уже знакомы ему с детского сада, но иногда ребенок попадает в незнакомые коллективы, а также с педагогами.

При общении со сверстниками ребенок попадает в двоякую ситуацию – с одной стороны утверждается идея формального равенства (все дети – ученики, должны придерживаться правил, единых для всех и каждого), с другой – все дети абсолютно разные по уровню интеллектуального, эмоционального, общего психологического, речевого развития. Ребенку довольно трудно сразу адекватно воспринять все различия, поэтому характер взаимодействия между такими детьми может приобретать вид агрессии, капризов (плач и крики) и т.д.

Несмотря на кажущиеся трудности и «сплошной негатив» от таких социальных взаимодействий, они необходимы ребенку как воздух. Именно так ребенок получает опыт социализации, социализации эмоций, развивает социальный и эмоциональный интеллект. Если ребенок не получит такого опыта сейчас, то в подростковом возрасте (о котором мы поговорим в следующий раз) его родителей ждет большой сюрприз, и он будет неприятным. А самому ребенку во взрослом возрасте будет тяжело налаживать контакты, он будет замкнутым и неуверенным в себе.

Эмоциональное взаимодействие с педагогами также является необычайно важным для ребенка. В этом возрасте ребенок ориентируется на эмоционально значимого взрослого, коим является педагог, с которым он проводит большую часть времени. Ребенок впитывает не только фактическую информацию, но и эмоциональное отношение к ней со стороны педагога, формируя эмоционально-ценностное отношение к миру.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается самолюбие, выражающееся в стремлении ребенка самоутвердиться и соперничестве с другими.

Развивается и чувство ответственности, помогающее ребенку соотносить свое поведение и деятельность с актуальной социальной ситуацией.

Чувство доверия и способность к сопереживанию помогают детям относиться друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Помимо этого, дети учатся тому, что помимо их мнения, желаний и потребностей есть также и другие. Это помогает развить толерантное отношение к другим и критическую оценку своих мыслей и поступков.

Что интересно, ребенок практикует две системы отношений – дисциплинированное поведение с принятием ответственности и равноправное и равноценное отношение к сверстникам. Ребенка не тревожит и не беспокоит такая двойственная система эмоциональный отношений до наступления подросткового возраста, о котором мы поговорим в следующей заметке.

При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).