Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V

Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V

Подростковый возраст…ах, что может быть прекрасней?! И я сейчас говорю без всякого сарказма. Посудите сами – гормоны бушуют, тело меняется, эмоции бьют фонтаном, учеба отодвигается на второй план, родители не понимают, что происходит в голове у их чад, да и сами подростки не особо понимают, а что, собственно, происходит. Что ж, давайте разберемся.

Подростковый и юношеский возраст охватывают период с 11 до 19 лет. Ключевым, в развитии эмоционально-волевой регуляции подростка, является период с 11 до 14 лет – младший подростковый возраст. Подросток начинает более глубоко переживать все эмоциональные события, эти переживания становятся длительные и устойчивее, а варианты ситуаций, запускающих такие реакции, увеличиваются практически в геометрической прогрессии. Столь яркие и продолжительные эмоциональные реакции оказывают огромное влияние на мотивацию и ценностные ориентации подростка, которые могут сохраняться в таком виде на протяжении всей жизни.

Способность управления своими эмоциями в подростковом возрасте носит довольно интересный характер. С одной стороны, подросток контролирует проявления эмоций гораздо лучше, чем в младшем школьном возрасте, например, скрывая от родителей обиду из-за ссоры с друзьями или тревогу от нападок сверстников. С другой стороны, эмоциональные отклики на субъективно важные ситуации могут принимать форму импульсивных поступков, при которых подросток себя мало контролирует.

Т.к. ведущая деятельность смещается с учебной на общение и формирование «референтных» групп (группы по интересам, в которых подросток чувствует собственную значимость, находится среди «своих»), то общение со сверстниками становится самой актуальной потребностью подростка. Взаимоотношения внутри таких групп, помимо всего, помогают формировать определенные критерии дружеских отношений – умение хранить тайны, прийти на выручку, сопереживать, дать совет и т.д. Именно поэтому дружеские отношения и сами друзья выходят на первый план для подростка, а дружба становится одной из самых актуальных ценностей.

Такие социальные взаимодействия дают не только положительный опыт, но и негативный, в т.ч. переживания из-за того, что кто-то рассказал «страшную» тайну подростка, ссоры, дружеская ревность и т.д.

Весь щедрый набор таких эмоциональных терзаний, а также резкая смена настроения от полного уныния до безудержного веселья носит название «подросткового комплекса». Достаточных и объективных причин для столь резких перемен в эмоциональном фоне может и не быть.

Снова проявляется яркий эгоцентризм, сочетающийся со способностью жертвовать и отдавать себя всего (любимому делу, в помощи другу, любимому человеку). Часто подростки активно включаются в социальную жизнь (спектакли, клубы, выступления в музыкальных группах), в то же время стремясь к уединению и страдая от одиночества.

Получая новый социальный опыт, у подростка развиваются социально ценные стремления и переживания. Он может пожертвовать чем-то ценным для себя во благо другого человека. В этом возрасте ребенок захвачен переживаниями и осмыслением таких понятий как добро, сочувствие, отказ от собственных потребностей во благо другого.

Подросток сталкивается с абсолютно новыми эмоциями, чувствами и переживаниями, о которых он даже не догадывался ранее. Сталкиваясь с трудностями самоидентификации, он обогащает свой социальный и эмоциональный опыт.

Ближе к 15-16 годам на смену напряжению и тревоги от самопознания приходят «юношеская горячность», «юношеская пылкость». Именно поэтому юношеский возраст отличается «специфической эмоциональной сенситивностью (восприимчивостью)». Юноши и девушки переживают не только чувства, направленные на определенные явления или людей – предметные чувства, но и обобщенные чувства – чувство юмора, чувство прекрасного и т.д. Их появление означает, что у человека уже сформировались более или менее адекватные установки личности. Постепенно формируется чувство мужской или женской взрослости.

Друзья и само понятие дружбы в этом возрасте слишком идеализируются юношами. Руководствуясь своей потребностью быть понятыми и принятыми они часто «окунаются в дружбу» с головой, абсолютно не замечая реальных характеристик «друга». Юноши и девушки создают образ идеального друга, перекладывая его на человека из компании, хотя бы немного обладающего теми же характеристиками, что и идеальный образ.

Юношеская любовь заслуживает отдельность статьи на несколько частей, упомяну лишь самое важное. Любовь в этот возрастной период далека от «взрослой» любви, она определяется и руководствуется скорее потребностью в эмоциональном контакте и принятии. Частично потребность удовлетворяется дружеским общением, однако при появлении партнера эмоциональный накал дружбы снижается, и лучший друг/подруга становятся скорее хорошим приятелем/подругой.

При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).