Тревожный тип акцентуации характера и профориентация.

 Тревожный тип акцентуации характера и профориентация.

Тревожность выражается в мнительном поведении, беспокойстве, не имеющим под собой никаких объективных и видимых причин, но вызванных внутриличностными конфликтами человека. Тревожные люди обычно с детства проявляют все признаки тревожности – боязнь темноты, собак, грозы, насекомых, незнакомых людей, новых ситуаций и обстоятельств. При столкновении с «задирами» предпочитают не защищаться, чем еще больше провоцируют нападки на себя. Как правило, сверстники быстр обнаруживают слабые места тревожных детей и бьют именно по ним. Тревожные дети могут бояться и робеть перед учителями или воспитателями, в то время, как учителя или воспитатели еще больше «подпитывают» тревогу своей строгостью.

Во взрослой жизни тревога и страх уже меньше беспокоят человека – окружающие кажутся уже не столь опасными и угрожающими, поэтому не всегда сразу можно сказать, что доминирующей акцентуацией у этого человека является тревожная. К сожалению, с детства сохраняется неспособность отстаивать свою точку зрения, свою позицию и интересы, постоять за себя, особенно, если противник демонстрирует свое превосходство (сила, карьерные достижения и тд.). Это является причиной робости, в некоторых случаях покорности и униженности. Источником собственной тревоги и робости может служить какой-либо внешний раздражитель, собственное поведение, находящееся в центре внимания. Такие люди могут компенсировать свою робость самоуверенным, дерзким или наглым поведением, не являющимся истинным.

Стрессовые факторы и ситуации: ситуации, требующие мобилизации усилия и выносливости – экзамены, соревнования, болезни или смерть близких, разговоры о смерти.

Протестные реакции: протестуют редко, как вид защиты протест вытеснен из сознания и может проявляться в виде психосоматики (аллергия, повышение температуры, проблемы с ЖКТ и тд.).

Сильные стороны: повышенная чувствительность, способность рассчитывать свои силы (но не всегда).

При подготовке данной статьи были использованы материалы Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.