Сенситивный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Сенситивный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Сенситивный тип акцентуации развивается у людей, обладающих такими чертами характера, как чувствительность, эмпатия, некоторая экзальтированность, чрезмерно высокие требования к себе и этическим и социальным нормам. Из-за определенных жизненных событий они становятся подозрительными, осторожными, замкнутыми. За всем этим стоит резко выраженное чувство «собственной недостаточности» [Ганнушкин, 1933] (А.Е. Личко, стр. 91, 2010).

Несмотря на то, что сенситивная акцентуация формируется в пубертатном возрасте, во время самостоятельного вступления в социальную жизнь, в детстве у таких детей можно обнаружить тревожность и боязливость. Вместе с обычными детскими страхами (темноты, животных и тд) можно увидеть у них страх одиночества (страх остаться наедине с самим собой, выражающийся в виде страха оставаться одному). Сенситивные дети сторонятся активных сверстников, не принимают участия в подвижных и озорных играх, рискованных шалостях, стараются избегать больших компаний и скоплений людей, теряются при общении с незнакомыми людьми. Но они весьма общительны и открыты к тем, с кем хорошо знакомы. Таких детей часто можно увидеть играющими с младшими по возрасту, т.к. в их обществе сенситивы чувствуют себя гораздо увереннее и стабильнее. Предпочитают тихие игры, лепку, рисование. Иногда они сильно привязываются к своим родным, даже если родные демонстрируют холодное или суровое поведение по отношению к ним. Отличаются послушанием, за что их называют «домашними детьми».

Школа, как социум со своими порядками, активностью на переменах, подвижными и шумными одноклассниками, пугает таких детей. При этом, они быстро привыкают к коллективу настолько, что страдают от перехода в другую школу, даже если в старом коллективе были те, кто их задирал или обижал. Обычно школьная успеваемость у них хорошая, хотя ситуация проверки и оценки их знаний приравнивается ими к оценке их личности. Ситуации ответов перед классом их пугает, т.к. боятся насмешек над ними или своих ошибок, в некоторых случаях, дабы не прослыть «зубрилой» или «выскочкой», могут ответить хуже, чем могли бы.

Начало подросткового возраста проходит без осложнений. Обычно трудности начинаются в момент выпуска из школы и перехода в новое учебное заведение или на место работы, связанные с тем, что появляется вынужденная необходимость устанавливать новые социальные связи.

Реакция эмансипации у сенситивных подростков обычно выражена слабо. Охотно подчиняются ситуации опеки над ними более старшими и опытными. Недовольство, неодобрение, указание на ошибки или слабые стороны их личности воспринимают чрезмерно эмоционально, вплоть до слез и отчаяния. Предпочитают не спорить со старшими и не противиться их решениям и указаниям. Вместе с этим, довольно рано у них начинает формироваться чувство долга, ответственность, высокие моральные и этические требования к себе, и к окружающим. Сверстники часто кажутся им чрезмерно жестокими, грубыми и злыми. Себя же склонны винить в большом количестве недостатков.

Чувство собственной неполноценности выражается у таких подростков весьма интересно – они идут по пути гиперкоменсации, но не в той области, где действительно могли бы добиться успеха, а в той, где они чувствуют себя особо неуверенными, глупыми и неопытными. Девушки пытаются показать себя общительными и веселыми, молодые люди – развязными, заносчивыми и смелыми. Но в ситуациях, когда эти качества действительно необходимо проявить – они отступают. Настоящими таких подростков видят только те, кто смог установить с ними теплый и доверительный контакт.

По причине этой же гиперкоменсации, они часто оказываются формальными лидерами (президент класса, староста группы) по инициативе учителей, за счет свой воспитанности и старательности. При этом, они выполняют формальную работу, в то время, как истинным лидером является другой человек.

В референтные группы подростки с сенситивной акцентуацией вступают по принципу теплоты и доверительности контактов. Вместо большой и шумной компании, которая их пугает, они предпочитают нескольких близких друзей.

Увлечения таких подростков могут быть подходящими их внутреннему миру (музыка, искусство, шахматы, разведение цветов), но также могут сильно контрастировать с ним (борьба, гимнастика, экстремальные виды спорта).

Формирование собственной сексуальности сопряжено с чувством собственной неполноценности. Если у подростка появляется объект воздыхания, то все комплексы приобретают новую силу. Часто подросток так и не сознаются в своих чувствах. Однако возможна и обратная ситуация – гиперкомпенсация наделяет такой решительностью, что она просто пугает объект влюбленности, что также обостряет чувство неполноценности, что, в свою очередь, приводит к появлению суицидальных мыслей.

Суицидальные мысли могут выражаться в двух вариантах. Первый – собственно сами мысли о суициде, не находящие попыток по их реализации и так и остающиеся мыслями. Второй вариант – истинными суицидальными попытками, лишенными всякой демонстративности, совершенными под влиянием цепи неприятных событий, каждое из которых задевало самолюбие подростка.

Часто сенситивные подростки не употребляют ни алкоголь, ни наркотические вещества, зачастую даже к курению относятся с отвращением. Если же употребляют алкогольные напитки, то они не вызывают состояние эйфории, а наоборот, ввергают их в депрессивные состояния с новым витком переживаний чувства собственной неполноценности.

Самооценка таких подростков чаще всего объективна и корректна.

Точкой наименьшего сопротивления для них является отношение и оценка окружающих. Ситуация, в которой они подвергаются насмешкам, подозрениям или обвинениям, является для них мучительной и непереносимой.

 

При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.