Психастенический тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Психастенический тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Данный тип, как и астеноневротический, относится к типам, лежащим в месте соприкосновения психопатии и невроза. Психастеническая личность расположена к развитию неврозов, писанных в МКБ-10 как тревожно-фобические расстройства (F40), тревожные расстройства (F41), обсессивно-компульсивное расстройство (F42). Естественно, далеко не всегда человек с психастеническим типом обнаруживает у себя симптоматику психиатрических расстройств, но, т.к. мы говорим об акцентуациях в парадигме Личко, т.е. как пограничных состояниях, необходимо упомянуть об этом.

В детском возрасте проявления психастении практически не заметны, их можно спутать со стеснительностью, нерешительностью, неловкостью, склонностью к занятиям интеллектуальной деятельностью. Могут быть обнаружены некоторые навязчивости – страхи (фобии) – боязнь социума, новой обстановки, новых ситуаций, темноты, замкнутых пространств. Гораздо реже у детей с психастенической акцентуацией можно заметить навязчивые действия или невротические тики (подмигивание, движения руками или ногами, головой, наморщивания, «шмыганье» носом и т.д.).

Младший школьный возраст (7 лет) является критическим, т.к. именно в этом возрасте можно увидеть все проявления данного типа акцентуации. Ребенку начинают предъявлять требования, выполнение которых зависит от его чувства ответственности, что является одним из самых сильных ударов для него, как для личности.

Если раньше становлению психастеников способствовали тяжелые времена, когда воспитание проходило в условиях «повышенной ответственности» и дети рано взрослели из-за необходимости становиться «родителезаменителями» для младших братьев и сестер, и хотя бы немного помогать родителям в финансовом обеспечении семьи, то сейчас «повышенная ответственность», подталкивающая психастеников к скорейшему формированию типа, имеет иную природу. Сейчас родители пытаются «насытить» жизнь ребенка не только всевозможными кружками, секциями и занятиями, но при этом предъявляют весьма высокие требования и к школьной успеваемости. Естественно, чтобы оправдать все возложенные на него надежды, ребенок изо всех сил старается соответствовать ожиданиям родителей, чтобы не потерять их уважения и любви.

В подростковом возрасте обычно не бывает резких обострений, что отличает данный типа от других. Четкое расписание ребенка, отсутствие необходимости (а затем возможности, и, в самых крайних случаях, способности) принимать самостоятельные решения способствуют хорошей адаптации ребенка даже при наличии резко выраженных черт акцентуации. Нарушить состояние гармонии могут ситуации, в которых требования к ответственности ребенка возрастают настолько, что шанс не оправдать надежды высок как никогда, например, в ситуациях выступления на сцене или экзаменов. Наибольшие проявления психастеническая акцентуация демонстрирует при достижении человеком возраста 20-30 лет.

Отличительные черты психастеника в подростковом возрасте – нерешительность, некоторая боязливость, склонность к рассуждательству и самоанализу, тревожность, мнительность, легкое возникновение различного рода обсессий (навязчивостей) – страхи, действия, ритуалы и т.д.

Страхи, тревоги и мнительность психастеника относятся, прежде всего, к будущему. Часто представления о будущем хоть и возможны, но все-таки маловероятны. Объектами тревоги могут становиться они сам, а также близкие им люди, к которым они могут проявлять патологическую привязанность.

Навязчивые мысли, ритуалы и действия становятся механизмами защиты от постоянной тревоги. Также, защитой могут выступать формализм и педантичность. Осознанно или нет, психастеник действует исходя из простого правила – «если все предусмотрено – ничего плохого не случится». В отличие от эпилептоида, педантизм психастеника надуман и формалистичен, и не сулит ему никаких благ и выгод.

Робость в поступках и рассуждательство у психастеничного подростка идут «рука об руку». На словах они могут «свернуть горы», но как только дело касается хоть сколько-нибудь значимого выбора в их жизни, они начинают мучатся от нерешительности и обилия всевозможных вариантов. При этом, как только выбор будет сделан – он должен быть немедленно приведен в исполнение.

Иногда, стремясь перебороть себя, подростки с психастенической акцентуацией могут казаться чересчур самоуверенными, что проявляется в их суждениях и намерениях, решительными и молниеносно реагирующими в те моменты, когда необходимо проявить хладнокровие и остановиться, и подумать. Неудачи, которые следуют за такими действиями, еще больше усиливают нерешительность и сомнения в будущем.

Физическое развитие психастеников отличается от сверстников. Ручные навыки и спорт – не их сильная сторона. Част отмечается недостаточный тонус мышц рук и ног, неловкость при совершении точных движений. При этом, ноги развиты гораздо лучше рук.

Поведенческие реакции, свойственные всем подросткам, психастеников слабые и своеобразные. Если обычные подростки стремятся отделиться от родителей и показать свою независимость, то психастеник демонстрирует патологическую привязанность к одному из родителей, т.к. родитель, в свою очередь, выступает еще одним средством психологической защиты.

В обычных подростковых группах им редко находится место, однако они могут попасть в компанию интеллектуалов и стать достойным членом группы.

Сексуальное развитие опережает физическое, что проявляется, часто, в интенсивном онанизме, который приводит к угрызениям совести и появлению символических запретов.

Делинквентность, алкоголизация, наркотики, суицидальное поведение и т.п. психастеничным подросткам несвойственны. Их место занимают навязчивости, самокопание и рассуждения.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, чаще всего формируется неправильно. Часто подростки находят у себя несуществующие черты характера, иногда диаметрально противоположные имеющимся.

Если мы говорим о психопатии, а не об акцентуации, то следует заметить, что психопатию отличают постоянные, хоть и колеблющиеся по интенсивности проявлений, навязчивости и фобии, нарушающие трудоспособность и социальную адаптацию.

 

При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.