«А нельзя дать один тестик, чтобы сразу стало понятно, какая профессия подходит?»

«А нельзя дать один тестик, чтобы сразу стало понятно, какая профессия подходит?»

«А нельзя дать один тестик, чтоб я/ребенок его прошел и стало понятно, какая профессия мне/ему подходит?»

«Ой, а почему так много тестов? В “Великом и Могучем Институте” всего один или два теста надо пройти, и они все рассказывают».

Подобные вопросы изредка, но все-таки звучат, когда ко мне обращается новый клиент с запросом на профориентацию. Изначально я терялся и начинал что-то лепетать про «один тест – не показатель», «а вдруг результаты непоказательны?» и т.д. Но чем больше людей ко мне обращалось, тем больше росла моя уверенность в том, что нельзя выдавать заключение о профессиональной принадлежности подростка или взрослого опираясь нар результаты одного, двух или даже трех тестов. Впрочем, я считаю, любое заключение должно базироваться на серьезном (хотя бы относительно) исследовании, включающим в себя несколько аспектов рассмотрения проблемы.

К сожалению, разработать одну-единственную методику для быстрого и качественного профориентирования, на настоящий момент, не представляется возможным. Хотя попытки предпринимались, и сейчас ведутся разработки и апробации таких тестов. На мой субъективный, но профессиональный взгляд, все они обязательно имеют один из двух минусов.

Первый возможный минус я называю «сборная солянка», когда из нескольких тестов собирается один большой мега-тест и выдается за инновационную методику изучения личности. Однако, и конечные данные и временные затраты на такие «мега-тесты» идентичны нескольким тестам, заполняемым отдельно друг от друга.

Второй минус, возможно им и не является, но обойти его стороной нельзя. «Новизна методики». И прежде, чем вы забросаете меня камнями и палками, я поясню. Дело в том, что любая новая методика измерения или выявления какого-либо явления или конструкта обязательно (!) должна пройти долгую и сложную процедуру по устранению ошибок и неточностей (апробация), а также несколько этапов проверки – а действительно ли тест измеряет/определяет именно то, что нам необходимо (валидизация)? И это только малая часть того пути, что проходит молодой тест прежде, чем стать матёрым и серьезным инструментом. Большинство «новейших» и «инновационных» тестов на профориентацию даже не заморачиваются на счет всего этого. И, если честно, я попытался сформулировать преследуемые разработчиками данного вида тестов цели, но ничего, кроме как «жажда наживы» в голову не приходит. Конечно, есть добросовестные разработчики и авторы методик, которые создают тесты строго следуя методологии научного исследования, но процесс занимает очень много времени. Таким образом, данные о том, что новый тест действительно подходит для такой процедуры, как профориентация, будут еще не скоро.

Каким же образом можно решить проблему не очень затратного по времени, но результативного исследования? Мое мнение - только классический подход и только зарекомендовавшие себя методики! А именно:

  • Исследование структуры интеллекта;
  • Исследование эмоционально-личностной сферы;
  • Собственно, сама профориентация, для выявления профессиональных склонностей и предпочтений.

Только так представляется возможным избежать ошибок и удовлетворить запрос клиента на профессиональное самоопределение.