«А зачем нам тест на интеллект? Нам ведь нужно знать, поступать на врача или нет…»

«А зачем нам тест на интеллект? Нам ведь нужно знать, поступать на врача или нет…»

Интересные вопросы, из которых можно написать заметку, периодически поступают от потенциальных клиентов =)

А действительно, что нам дает уровень IQ, если перед нами стоит четкая и ясная задача – узнать, какие профессии и специальности подходят человеку, а какие нет? Может быть и не стоит занимать время человека, заставляя его проходить сложный тест, в котором необходимо что-то считать в уме, делать логические умозаключения, запоминать слова и фразы, а также многое другое? Почему нельзя просто провести стандартные тесты, показывающие предрасположенности и способности человека и на их основании сделать заключении о принадлежности человека к той или иной специальности?

Давайте пофантазируем и представим себе такую ситуацию – подросток (не принципиально, молодой человек или девушка) мечтает стать врачом. По всем стандартным тестам подростку идеально подходит данная профессия и психолог, радостный и довольный, в заключении пишет: «Врач». Подростку остается выбрать направление и пуститься в долгий путь по «отгрызанию» куска того самого гранита.

И что же может произойти дальше? Возможны три варианта. Первый вариант – лучший – подросток успешно сдает экзамены, поступает, учится, сдает сессии, получает диплом и идет работать по специально. Все довольны. Второй вариант – не самый благоприятный – подросток с неимоверными усилиями сдает экзамены, еле-еле набрав проходные баллы, и его отчисляют на первой же сессии (не мне вам рассказывать насколько велика учебная нагрузка в медицинский ВУЗах). Третий вариант – подросток вообще не поступает, т.к. профильные химия и биология оказались для него слишком трудными предметами. В случае последних двух вариантов - родители, мягко говоря, в ярости. «Как же так? Ведь психолог, профессионал (!!!), между прочим, сказал на врача поступать! И что теперь делать?».

Такая ситуация, к сожалению, не редкость, и касается она не только медицинских специальностей. Но в чем же проблема? Что пошло не так? А проблема заключается в том, что психолог не учел особенностей когнитивного (умственного) развития подростка. В первом случае героям истории сильно повезло – у подростка оказался достаточно высокий уровень когнитивного развития, чтобы усвоить знания для поступления и материал первого семестра обучения.

Что касается неблагоприятных вариантов развития событий - давайте будем честны перед самими собой – не все мы являемся гениями, достойными Нобелевской премии. У кого-то когнитивные способности выше среднего, у кого-то – скромные или средние. Но это ни в коем случае не является поводом для паники.

Что же мог сделать психолог в данном случае? Возможно ли помочь подростку осуществить мечту и связать свою жизнь с медициной, если у него действительно есть склонности к медицинским профессиям, но нет нужных когнитивных ресурсов для получения высшего медицинского образования. Возможно! Психологу всего лишь было необходимо указать, что подростку следует поступать в медицинский колледж, где он сможет получить среднее специальное медицинское образование и стать, например, фельдшером, медбратом (медсестрой), санитарным инструктором, фармацевтом и т.д. Таким образом и подросток получит то образование, к которому лежит душа, и родители будут довольны, и психолог не получит негативного отзыва о своей работе и сможет спать спокойно.

И если ясно почему нельзя обойтись без диагностики уровня когнитивного развития, то давайте разберемся – а какие преимущества она дает?

При правильном подходе к диагностике психолог не столько смотрит на общий показатель интеллекта, сколько дифференцированно оценивает уровень когнитивного развития, что позволяет определить направленность интеллекта те или иные виды деятельности, например:

  • Высокие показатели уровня Вербального Интеллекта и вербальных способностях дают возможность ориентироваться на общественные, гуманитарные науки, изучение иностранных языков, а также на те виды практической и теоретической деятельности, которые используют вербальное мышление – история, филология, издательская деятельность, политические науки и т.д.;
  • Математический Интеллект свидетельствует о физико-математических способностях. Возможная сфера деятельности и профессии: математика, преподаватель математики, аудитор, бухгалтер, сфера логистики, аналитический директор и т.д.;
  • Пространственный Интеллект, вкупе с техническими способностями, предоставляет следующие возможные сферы деятельности: конструктор, чертежник, инженер и т.д.;
  • Высокие показатели способностей и ориентации в Естественно-научной области ориентируют психолога на следующие возможные сферы деятельности и профессии для клиента: химия, биология, геология, медицина, география и т.д.;
  • В случае, если не представляется возможным четко выделить определенную направленность интеллекта, но при этом все вышеуказанные показатели способностей приблизительно равны, то это свидетельствует об ориентации и способностях клиента в социально-экономической области. Возможные сферы деятельности и профессии: экономика, социология, психология, юриспруденция и т.д. (Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2009. – 96 с.)

Именно поэтому нельзя подходить к процессу профориентационной диагностики халатно и поверхностно. Только в случае комплексного подхода психолог может считать свой долг честно выполненным, родители могут быть довольны, а подросток сможет получить тот уровень образования, который подходит именно ему!