Особенности эмоциональной сферы во младенчестве. Часть II

Особенности эмоциональной сферы во младенчестве. Часть II

В продолжение темы прошлой заметки, где я затронул тему происхождения эмоций у человека, сегодня я хочу рассказать об особенностях аффективной сферы у детей в возрасте от 0 до 2-х лет.

По мере того как ребенок познает окружающую его действительность, у него формируется то или иное отношение к окружающим его объектам и событиям, зависящее от ряда обстоятельств. Это переживание своего отношения к окружающей действительности мы с вами и называем эмоциями.

Особенности эмоциональной сферы в младенчестве (от 0 до 2 лет).

Как было отмечено в прошлой заметке, К. Изард называет одной из причин возникновения эмоций является необходимость появления и поддержания особой связи между ребенком и лицом, заботящимся о нем (мать). Все то, что делает мать, исходя из потребности эмоциональной близости с ребенком и проявления заботы – держит на руках, играет, разговаривает, кормит, защищает, согревает и т.д., является жизненно необходимыми факторами для выживания самого ребенка.

Психоанализ и аналитическая психология говорят о том, что эмоциональное развитие ребёнка начинается еще до рождения. Несмотря на тот факт, что оба этих направления являются моими фаворитами среди остальных психологических школ, вопрос бессознательного развития эмоций ребенка в эмбриогенезе рассматривать сейчас мы не будем, т.к. сейчас актуальным является другой аспект эмоционального развития ребенка.

Для младенца, у которого эмоциональные проявления по отношению к удовлетворенности собственным состоянием (на уровне «плохо-хорошо») являются единственной формой связи с внешним миром, эмоции играют особенную роль. Являясь ведущим видом деятельности в данном возрасте, непосредственное эмоциональное общение с окружающими задает фон для формирования ориентировочных и сенсомоторно-манипулятивных действий.

Положительное отношение к другим людям, как и отрицательное, определяет появление важнейшего новообразования этого возраста – потребность в общении. Дефицит эмоционального общения может оказать негативное влияние на психическое развитие ребенка.

Примерно на 2-м месяце жизни ребенок начинает улыбаться, увидев лицо человека. Попытки ребенка рассмотреть лицо, сосредоточиться на нем, а также улыбка, вскидывание рук, перебирание ножками, появление голосовых реакций и т.д., получили название «комплекс оживления». Ребенок начинает эмоционально откликаться на действия взрослого, позднее отдавая явное предпочтение в своих реакция лицу матери.

Помимо этого, эмоциональное развитие в младенческом возрасте влияет и на физиологические процессы. Так, гуление играет не последнюю роль в развитии голосовых реакций, а затем и речи. Положительные эмоции повышают тонус организма младенца. При этом существует и обратная связь – если ребенку холодно, то он начнет хныкать или кричать, в зависимости от степени понижения температуры.

Уже в возрасте 1 месяца дети демонстрируют, что могут не только отзываться на эмоциональный контакт со взрослым, но и эмоционально общаться с ними. Например, на 1-м месяце жизни ребенок способен воспринять интонацию недовольства у взрослых и передать свое недовольство при помощи крика. Восприятие детьми эмоциональной окраски речевого сообщения формируется гораздо раньше, чем восприятие его смысла. Так, грубо сказанные, но добрые по смыслу слова будут восприняты ребенком негативно и вызовут у него отрицательные эмоции. Дальнейшее развитие эмоциональной сферы ребенка приводит к тому, что если в 1 месяц ребенку был важен именно физический контакт с матерью, то в возрасте 6-ти месяцев он демонстрирует такую же радость и положительный отклик всего лишь от голоса и ее зрительного образа. В возрасте 2-х лет у ребенка формируется реакция на похвалу, что является фундаментом для развития самооценки и положительного отношения к себе самому.

Первичные эмоциональные реакции, сходные с эмпатией (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), обнаруживаются у детей в возрасте 2-3 месяцев и выражаются в виде плача, двигательной расторможенности, отказа от пищи и т.д. К концу 1-го года ребенок предпринимает попытки утешить расстроенную мать. В этом же возрасте ребенок легко «заражается» эмоциональным состоянием других людей (толпа плачущих детей, в которой начал плакать один ребенок, а остальные подхватили). В возрасте 2-х лет, когда большое место в эмоциональной жизни ребенка занимает общение с другими детьми, родителям крайне важно, показывая на своем примере, постепенно усложнять эмоциональное общение и развивать сложные, социально важные эмоции у ребенка.

Естественно, помимо радости и восторга, у детей в возрасте 2-х лет будут возникать и негативные эмоции. Например, если ребенок хочет чего-либо, но плохо развитая активная речь не дает ему возможности полноценно объяснить, чего же именно он так сильно хочет. Как следствие, ребенок будет не только кричать и плакать, но и драться, кусаться, топать ногами.

При изменении какого-либо привычного события или действия в жизни ребенка 2-х лет может возникать эмоция страха. В этот период ребенок боится всего необычного, непонятного, нового, т.к. не обладает большим жизненным опытом. Однако, видя спокойную реакцию и, самое главное, принятие со стороны взрослого, ребенок учится сам принимать подобные ситуации и не бояться их. Также, страх может возникать и при неправильных реакциях родителей на действия ребенка. Если ребенку, когда он не слушается, говорить, что «сейчас тебя заберет бабайка/милиционер/кто-нибудь», то ребенок будет испытывать страх уже только от того, что не знает, чему или кому доверять можно, а чего или кого следует опасаться.

Следует помнить, что для нормального эмоционального развития ребенка в возрасте от 0 до 2-х лет необходимы безусловное принятие, любовь и забота со стороны значимых взрослых.

При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).