Гипертимный тип акцентуации характера
Гипертимный тип акцентуации характера по А.Е. Лично (Гипертимный тип акцентуации характера по Ленгарду-Шмишеку).
Гипертимные дети и подростки отличаются большой подвижностью, широтой социальных контактов, речевой активностью, большой (а иногда и чрезмерной) самостоятельностью, склонностью к демонстративности, недостатком чувства личностных границ по отношению ко взрослым людям. Обычно шумные, большую часть времени находящиеся в компании сверстников, которыми стремятся командовать и управлять. Часто неугомонность данного типа путают с гиперактивностью.
При поступлении в первый класс часто выходят на первый план неусидчивость, отвлекаемость, неспособность придерживаться общих правил поведения при том, что когнитивные способности часто у них выше среднего, они находчивы и сообразительны, часто схватывают сложный материал на лету. От этого их школьная успеваемость носить нестабильный характер. В подростковом возрасте двигательная активность постепенно снижается, однако особенности характера обостряются.
Хорошее и приподнятое настроения – одна из отличительных черт гипертимных подростков. Изредка такого подростка можно увидеть в гневе или раздражении. Обычно причиной негативных эмоций выступает конфронтация со стороны окружающих, когда желания и потребности подростка не могут быть удовлетворены из-за правил и социальных рамок. Слишком большую интенсивность гнев и агрессия могут приобрести в случаях, когда подростка пытаются загнать в рамки, заставить что-либо сделать, потому что «так надо» или же подросток сталкивается с неудачами и неуспехами, винить в которых можно только себя самого. Также, негативные эмоции могут вызвать ситуации вынужденного одиночества, которое гипертимные подростки переносят очень плохо.
Хорошему настроению сопутствуют прекрасное самочувствие, хороший жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Несмотря на то, что спят они немного, этого времени им хватает, чтобы полностью восстановиться. Способны долго сохранять свои силы даже при больших физических нагрузках и в напряженных ситуациях. Психическое напряжение и вынужденное бездействие переносятся ими плохо.
Акселерация (опережающее развитие) начинает быть ярко выраженной примерно к 15-16 годам, когда у таких подростков можно наблюдать уже вполне сформировавшуюся фигуру взрослого человека.
Специфические эмоциональные подростковые реакции у гипертимов выражены достаточно сильно. В силу высокой потребности выйти из-под опеки взрослых, нередки конфликты с родителями и учителями. При слишком навязчивой опеке, контроле и нравоучениях «борьба за самостоятельность» лишь усиливается, возможны специальные нарушения правил и порядков. Гипертимы стремятся уйти от компании взрослых, где их пытаются заставить выполнять правила и нормы, в компанию сверстников, например, лагерь или кружки. Однако, сталкиваются и там с дисциплинарными требованиями. Все это влечет за собой попытки побега из той среды, что кажется им довлеющей. Но настоящие побеги у гипертимов редки, чаще всего они возвращаются. Т.к. одиночество ими переносится плохо, они пытаются подбить на побег кого-то из друзей или знакомых. В ситуации побега по-настоящему проявляются их умения ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, быстро устанавливать доверительные контакты с незнакомцами и изворачиваться в трудных ситуациях. Стремление к нарушениям правил и норм больше определяется легкомыслием, а не злым умыслом.
Потребность в компании определяется не только желанием находится среди единомышленников, а также стремлением к лидерству. Это стремление обнаруживается сразу же, как подросток осваивается в незнакомой компании. Чаще всего гипертимы действительно становятся лидерами за счет их умений и способностей.
Т.к. контакт с незнакомыми людьми не является для гипертимов проблемой, они являются несколько неразборчивыми в выборе знакомств. Стремясь попасть туда, где, как им кажется «кипит жизнь», они рискуют попасть в неблагополучную компанию. И там же перенять манеры и шаблоны поведения.
Такие подростки склонны к групповому противоправному поведению, часто сами становясь его инициатором.
Склонны к алкоголизации в компании сверстников. Могут проявить интерес к другим дурманящим средствам, полагая, что это не несет для них никакой опасности и не вызывает привыкания.
Увлечения и хобби у гипертимных подростков хоть и отличаются богатством и разнообразием, но при всем при этом непостоянны. Коллекционирование сменяется азартными играми, а спорт сменяется интеллектуальными кружками. Сюда же относится и склонность к лидерству. Как только они понимают, что помимо командования необходимо выполнять и повседневные скучные мелочи, их такое лидерство перестает привлекать.
Нельзя гипертимов назвать аккуратными людьми, что проявляется во всех делах и сферах, особенно в финансовой. Расчёты и планирование финансов – не самая сильная их сторона. Стремятся потрать все и сразу.
Сексуальное влечение проявляется обычно очень рано и имеет высокую интенсивность. Это толкает их на ранние сексуальные связи. Романтика обычно непродолжительна, ее место занимает желание поскорее вступить в интимную связь. Если ее не происходит, то и заинтересованность в объекте снижается.
Хорошее настроение и высокий жизненный тонус влекут за собой переоценку собственных сил и возможностей, что проявляется в некотором хвастовстве. Такие подростки действительно уверены в своих силах. Приукрашивание или лживость не являются базовыми чертами для данного типа акцентуации. Они всего лишь пытаюсь извернуться и подстроиться под сложившиеся обстоятельства.
Гипертимно-неустойчивый тип.
Самый частый тип акцентуации. Потребность в развлечениях, веселом времяпрепровождении толкаю таких подростков на пренебрежение работой (как ограничивающей деятельности), алкоголизацию, делинквентность. В формировании данного типа особую роль играет семья (2 варианта развития семейных отношений – гипоопека и безнадзорность или гиперпротекция, контроль и жесткий диктат).
Гипертимно-истероидный тип.
В данном типе преобладают такие черты характера, как хвастовство, желание произвести впечатление, покрасоваться, пустить пыль в глаза. Может обнаруживаться склонность к мистификации, в которой гипертим проявляет большую изобретательность и артистизм. В формировании данного типа акцентуации большую роль играет семейный стиль воспитания – потворствующая гиперпротекция.
Гипертимно-эксплозивный тип.
Главная черта этого типа – бурные вспышки раздражения и гнева при столкновении с неудачами или ограничениями. В аффекте подросток утрачивает контроль над собственными действиями, он не соизмеряет собственные силы и силы того, на кого он хочет накинуться. Гипертим может проявлять агрессию по отношению к кому-то, но также может направлять ее и на себя. В формировании данного типа акцентуации не играет роли стиль семейного воспитания. Гипертимно-эксплозивный тип наблюдается при легких, но повторявшихся черепно-мозговых травмах. Также, данный тип акцентуации может быть следствием злокачественного течения биполярно-аффективного психоза, начавшегося в подростковом возрасте.