Шизоидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Шизоидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Название типа акцентуации «шизоид» стало распространенным благодаря немецкому психиатру Э. Кречмеру. Вместо него, при описании данного типа, можно встретить такие названия как «странные и чудаки» (Крепелин Е.), «патологически замкнутые», «аутистические психопаты» (Аспергер Г.) [Личко А.Е., 2010, с. 102].

Самыми заметными и значимыми чертами данного типа можно считать замкнутость, дистанцированность от окружающего, неспособность или отсутствие желания устанавливать контакты, снижение потребности в социальном взаимодействии. Шизоидный тип сочетает в себе противоречивые черты как в самой личности, так и в поведении – холодность и утонченная чувствительность, упрямство и некоторый конформизм, настороженное отношение ко всему и доверчивость, апатичная бездеятельность и ураганная целеустремленность, пониженная социальная активность и навязчивость, застенчивость и отсутствие чувства такта, чрезмерная привязанность и необоснованная антипатия, рациональные суждения и нелогичные поступки, богатство внутреннего мира и отсутствие его внешних проявлений. Все вышеперечисленные противоречия дали основания полагать, что у шизоидных личностей присутствует большой внутриличностный конфликт. Г. Аспергер полагал, что им недостает интуиции (как использования прошлого жизненного опыта).

Проявление черт шизоидной личности еще в раннем возрасте (гораздо раньше остальных типов) послужило причиной тому, что этот тип акцентуации хорошо и подробно описан детскими психиатрами.

С раннего возраста отличительными чертами ребенка с шизоидной акцентуацией является его любовь к одиночной игре в тишине, отсутствием потребности во взаимодействии со сверстниками, стремление в контактах со взрослыми, даже если при этом он не проявляет никакой активности. При этом ребенок очень сдержан в проявлении своих чувств и эмоций, что воспринимается как холодная отстраненность.

Самым тяжелым для человека с шизоидной акцентуации является подростковый возраст. В пубертате все черты шизоидной личности усиливаются. Особенно заметным становится отгороженность и замкнутость подростка. Иногда такое одиночество не только не вызывает дискомфорта у самого подростка, но и служит причиной гордости своими необычными интересами и увлечениями в противовес обыденным интересам сверстников, к которым подросток относиться снисходительно и пренебрежительно. Однако чаще всего одиночество сильно тяготит подростка, он страдает от невозможности найти для себя близкого друга.

Неудачные попытки найти друзей терпят крах из-за тонкой чувствительности, отсутствии общих тем для разговора, что, в свою очередь, заставляет подростка еще больше замкнуться.

Отсутствие интуиции приводит к тому, что такие подростки неспособны поставить себя на место другого, понять чужие переживания и эмоции, понять отношение других людей к себе, выдержать дистанцию в общении, проявить эмпатию, если им об этом не сказать прямо. Как следствие, «жестокие» поступки шизоидных подростков связаны лишь с тем, что они не могут и не умеют прочувствовать эмоции других людей.

Внутренние переживания шизоида закрыты от внешнего мира. Лишь перед некоторыми людьми шизоид может раскрыться, и то, не до конца, а затем снова закрыться. Близость человека к такому подростку не играет роли, шизоид раскроется даже перед случайным знакомым, если почувствует в нем что-то интересное, особенное, «своё».

Фантазии шизоидных личностей связаны с ними самим и предназначены только для них. Они не рассказывают окружающим о своих мечтах, не совмещают реальную жизнь и грезы. Фантазии служат утешением их гордости или носят эротический характер, соответственно, ведущим механизмом психологической защиты будет выступать компенсаторное фантазирование.

В отличие от истероидов, необычные или необъяснимые поступки шизоидов не являются спектаклем, привлекающем внимание. Все то, что копилось у него внутри – обиды, переживания и т.д., но было скрыто от посторонних из-за недоступности внутреннего мира – прорывается.

В ситуации сепарации от родителей шизоидные подростки ведут себя своеобразно. Они долго могут терпеть излишнюю опеку, подчиняться правилам и нормам семьи, но, если кто-то попытается вторгнуться в их закрытый мир – реагируют бурным протестом. Протест может распространяться и на другие ситуации, приобретая характер нонконформизма – выражение негодования относительно общих правил и принципов морали, законов и правил.

Потребность и реализация формирования референтных групп у шизоидных подростков выражена довольно слабо. Как правило, они стоят особняком от компаний сверстников. Если же они попадают в подростковую группу, то тут возможны 2 варианта развития – подросток будет подвергаться насмешкам и унижениям, либо будет внушать уважение за счет холодной сдержанности и неожиданному умению постоять за себя.

Их увлечения отличаются яркостью, устойчивостью и необычностью, чаще всего принимая интеллектуально-эстетическую форму, например, чтение, рисование, увлечение языками, обществознание и т.д. Искренностью своих увлечений делятся лишь с теми, кто, по их мнению, проявляет неподдельный интерес и понимание.

Также, увлечения могу носить кинестетический характер – гимнастика, плавание, йога и пр.

Реакции, связанные с формированием полового влечения, на первый взгляд не проявляются. Кажущаяся «асексуальность», сильно выраженное презрение к вопросам половой жизни часто прячут за собой богатые эротические фантазии и онанизм. Из-за того, что фантазии и знания о половой жизни черпаются из случайных источников и не систематически, они могут включать в себя перверзные элементы. В свою очередь, вместе с неумением ухаживать и болезненной чувствительность, сексуальная активность шизоидов обнаруживается в самых грубых формах – часовые ожидания, чтобы подглядеть на обнаженное тело, онанизм в общественных местах, множество случайных связей и т.д.

Алкоголизация среди подростков-шизоидов встречается довольно редко. Чаще всего, они употребляют алкоголь в малых дозах для более раскрепощенного и уверенного поведения среди сверстников. Угрозу для таких подростков представляют и наркотические вещества, помогающие фантазиям становится более чувственными и красочными.

В конфликтных ситуациях такие подростки, чаще всего, реагируют несколькими способами. Первый – еще больший уход в себя, инкапсуляция. Второй – усиленное сосредоточение на своих увлечениях.

Делинкветное поведение при шизоидном типе встречается нечасто. Если они и совершаю правонарушения, то предпочитают действовать в одиночку, выбирая вид правонарушений, требующий владения искусными навыками (напр., воровство). Могут совершать сексуальные правонарушения.

Противоречивости своего поведения шизоиды не замечают или не придают им особого значения.

 

При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.